Архив аукциона №34 (123) Москва
Собственное пианино Императрицы Марии Фёдоровны, из ее личных покоев в Аничковом дворце

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №076    Следующий лот 


Санкт-Петербург
Фабрика «Я. Беккер»
Размеры 144 х 154 х 78 см
Красное дерево, массив, фанеровка, латунь, бронза, кость, стекло; отделка воском, резьба.

На нижней части клавиатуры – инвентарная наклейка Аничкова дворца: «Собств. Его Имп. Величества/ АНИЧКОВСКАГО ДВОРЦА/ № 2-е Пiанино, / № 4, Ком. Убор. верхняя»; инвентарный номер корпуса и дата его создания: « № 1975» «1885»

На внутренней крышке клавиатуры табличка граненого стекла с названием фирмы, выполненным в технике эгломизе.

Над механизмом латунная фирменная табличка: надпись «Я. Беккеръ/ С.Петербургъ», фланкированная гербами Российской и Австро-Венгерской империй; слева – номер механизма «9571». 

На задней стенке корпуса с внутренней стороны – развернутое клеймо фабрики: «Поставщикъ Ихъ Величествъ / Императора Всероссийскаго и Императора Австрийскаго/ Я. Беккеръ» с гербами Российской и Австрийской империй.

На нижней и боковой стороне первой белой клавиши карандашом указана дата окончания работ: «28/VII/1887»

Провенанс:

1. Личные апартаменты Императрицы Марии Фёдоровны в Аничковом дворце (Санкт-Петербург).
2. Музей истории Петрограда – Ленинграда (Ленинград). После закрытия музея предметы обстановки, в том числе данное пианино, реализовывались через систему антикварных магазинов.
3. Квартира советского государственного деятеля Б.И. Гольдберга (Москва).

Аничков дворец начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Михаилом Земцовым, а затем Бартоломео Растрелли. Впоследствии дворец неоднократно перестраивался в соответствии со вкусами часто менявшихся владельцев. В 1865 году архитектор Э.И. Жибер оформлял дворец для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. После смерти Николая Александровича дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Дворцовый комплекс был подарен ему на свадьбу с датской принцессой Дагмарой. Александр III часто жил в Аничковом дворце, опасаясь террористов. В 1868–1875 годах над интерьерами дворца работал И.А. Монигетти. В 1886–1888 годах – М.Е. Месмахер. После смерти Александра III дворец служил постоянной резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

На третьем этаже Аничкова дворца в 1886–1888 годах архитектор М.Е. Месмахер оформил личные комнаты императорской четы – Александра III и Марии Федоровны. Близкий друг семьи Александра III граф С.Д. Шереметев в воспоминаниях описывал, как в 1887 году Мария Федоровна показывала ему эти комнаты, упоминая и о том, что «… она показала мне свою уборную, угловую комнату, светлую и веселую; потом перешли в новую спальню, также светлую…». Мебель в этих комнатах была выполнена по рисункам Месмахера фирмой Мельцера. После завершения работ, интерьерные рисунки Месмахера были уничтожены, «как не подлежащие повторению».

Для четырех окон выполнили рамы с бронзовым прибором. Фирма Ф.И. Коровина поставила 190 аршин ситца в крупный цветок и для обшивки письменного стола императрицы – 3 аршина бархата гранатового цвета. До настоящего времени в комнате сохранилась печь-камин с майоликами завода Харламова (заказ Месмахера от октября 1887 г.), расписанными в сине-терракотовых тонах студентами училища барона Штиглица: сцена с пастушкой в рокайльном стиле, сверху барельефные изображения венков и жертвенника.
Уборную императрицы Марии Федоровны обставили мебелью красного дерева «под воск»: обитые бархатом витрины «для бриллиантов со шкапиками»; консольные шкафы; стул красного дерева; кресло, «по образцу князя Оболенского»; умывальный стол, «переделанный по указанию г. Месмахера … с мрамором»; трехчастное трюмо; рамы зеркал; низкие комодики с плоскими выдвижными ящичками. Вся эта мебель была изготовлена на фабрике Мельцера. К Уборной примыкал ватерклозет с бидэ, отделанный красным деревом «Jacob» с филенками, пилястрами, плафоном. Все это великолепие было оплачено 11.114 руб.
Кроме этого, в Уборную Ее Величества купили изготовленное по специальному рисунку пианино фирмы Беккер.
Императрица любила играть на фортепиано, участвовала в домашних концертах. Еще в 1869 году в дневнике Цесаревич Александр Александрович записал, что «19/31 июля. ... Минни играла на фортепинах, Алексей пел, а я играл на корнете». Императрица часто музицировала в четыре руки со своей сестрой Александрой, королевой Великобритании.

Николай II провел свое детство в двух резиденциях – Гатчинском и Аничковом дворцах. Цесаревича, как и во многих дворянских семьях, обучали игре на фортепиано. За инструмент его усадили в феврале 1878 году, когда ему шел десятый год. Музыка цесаревичу в Аничковом дворце преподавали ежедневно, занятия вел профессор консерватории Рудольф Васильевич Кюндингер . Цесаревич вполне уверенно овладел инструментом и даже когда в 1890 году он отправился в кругосветное путешествие, в каюту Николая Александровича на крейсере «Память Азова» перевезли фортепиано. Став Императором, Николай II не оставил этого увлечения, тем более, что Императрица Александра Фёдоровна по воспоминаниям современников сама была отличной пианисткой. После 1905 года она пригласила в Александровский дворец профессиональных педагогов, играла дуэты с профессором Кюндингером – тот приходил к ней каждую неделю на несколько часов. В дневниках Императора встречаются упоминания о семейных вечерах. Уже в 1894 году во время визита в Лондон он записал: «9-го июня. Четверг. <...> До завтрака сидел с Аликс и играл на фортепиано». И в 1897 году отметил: «12-го февраля. Среда. <...> После обеда играли на фортепиано и провели вечер спокойно!».
Поэтому с большой долей уверенности можно предположить, что цесаревич Николай Александрович не единожды музицировал на пианино фирмы «Беккер» в Уборной своей матушки, куда допускались только члены семьи, и где обстановка была самой непринужденной.

Мария Фёдоровна (при рождении Мария София Фредерика Дагмар (Дагмара); 1847–1928) — Российская Императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать Императора Николая II. Дочь Кристиана, принца Глюксбургского, впоследствии Кристиана IX, короля Дании. Сестра Александры Датской, супруги короля Великобритании Эдуарда VII, тетя короля Великобритании Георга V и королевы Норвегии Мод, сестра короля Греции Георга I и короля Дании Фредерика VIII, тетя короля Дании Кристиана IX. В 1864 году помолвлена с цесаревичем Николаем Александровичем, старшим сыном Императора Александра II. После смерти Цесаревича в 1865 году, вышла замуж в 1866 году за его брата, Александра Александровича, ставшего Императором Александром III. Мать шестерых детей: Николая (1868—1918), Александра (1869—1870), Георгия (1871—1899), Ксении (1875—1960), Михаила (1878—1918), Ольги (1882—1960). После Февральской революции вместе с дочерьми Ольгой и Ксенией жила в Крыму. В апреле 1919 года на борту британского линкора «Мальборо» эвакуирована в Великобританию, затем переехала в Данию. В 1920 году поселилась на вилле Видёре. Вела уединенный образ жизни как частное лицо. В 2006 году ее прах был перезахоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Максимилиан (Максим) Егорович Месмахер (нем. Maximilian von Messmacher; 1842 – 4 сентября 1906) — русский архитектор немецкого происхождения, академик архитектуры и профессор Императорской Академии художеств, автор зданий в Москве и Санкт-Петербурге. По окончании в 1866 году ИАХ, был отправлен в заграничную поездку. В Италии работал над реставрацией Таорминского театра на Сицилии в сотрудничестве с В. А. Коссовым. За эту работу, по возвращении в Санкт-Петербург, был удостоен звания академика архитектуры (1872). С 1877 по 1888 год состоял штатным архитектором Исаакиевского собора. В 1880 году по приглашению статс-секретаря А. Половцева занял пост директора Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, преподавал в училище акварель, декоративное рисование и историю стилей. В 1882–1885 годах перестроил особняк А.И. Сабуровой для Великого Князя Алексея Александровича, оформил интерьеры дворца Великого Князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. В 1885–1888 годах по его проекту был построен дворец Великого Князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной. В 1886–1887 годах оформил интерьеры Аничкова дворца, а в 1888–1892 – дворца Великого Князя Павла Александровича на Английской набережной. В 1892 продолжил постройку дворца в Массандре для Императора Александра III.

Якоб (Яков Давыдович) Беккер (нем. Jacob Becker; 1811 — после 1879) – фортепианный мастер. В 1841 году основал фортепианную мастерскую в Санкт-Петербурге. В 1839 году запатентовал в Баварии рояль и четырёхугольное фортепиано, в которых струны располагались под резонансной декой, а в конструкции вирбельбанка, кроме дерева, использовался металл. В 1844 получил второй патент на устройство, регулирующее люфт клавиши. В 1848 году запатентовал рояль с так называемым «нижним строем». С конца 1840-х годов рояли Беккера стали пользоваться известностью не только в Санкт-Петербурге, но и во всей Российской Империи. В 1857 году мастерская Я. Беккера стала фабрикой «J. Becker». В 1867 году предприятие получило звание «Поставщика Высочайшего Двора и Дворов Наследника Цесаревича, Великих князей Константина Николаевича, Николая Николаевича и Великой княгини Елены Павловны». В 1871 году фирма была передана в управление М. А. Битепажу и П. Л. Петерсону, а затем перешла в их собственность.

Борис Исаевич Гольдберг (1892—1946) — советский военачальник и государственный деятель. Командующий Запасной армией Республики (1919—1920), командующий войсками Приволжского военного округа (1920—1921). Член РСДРП с 1902 года. В 1915–1917 служил в Императорской армии в запасной батарее. В начале 1917 года – товарищ председателя Томского Совета. После Февральской революции председатель гарнизонного Совета солдатских депутатов в Томске. В 1918 году – комиссар финансов Томской губернии, губернский военком Томской и Пермской губерний. С августа 1919 по январь 1920 года – начальник Управления обучения и формирования войск Восточного фронта. Дополнительно, с конца 1919 года – командующий Запасной армией Республики и военком Приволжского военного округа. С 16 января 1920 по 25 января 1921 – командующий войсками Приволжского военного округа. С января 1920 года также комиссар Восточного отдела Московско-Казанской железной дороги, а с июля по сентябрь 1920 – член Татарского революционного комитета. С 1921 председатель Центральной фондовой комиссии при РВСР. С 1921 заместитель председателя Главного комитета государственных сооружений. В 1921−1922 годах заместитель председателя Главного комитета государственных сооружений ВСНХ РСФСР. В 1922−1923 помощник начальника Главного управления гражданского воздушного флота (помощник начальника Главного управления Красного воздушного флота) при СНК РСФСР, один из создателей советской гражданской авиации. В 1923−1924 уполномоченный РВС Республики в Наркомвнешторге. В 1925 коммерческий директор фабрики «Моссукно». В 1925–1930 командующий Запасной армией, также в 1925−1926 торговый представитель СССР в Персии. До 1930 директор Государственного универсального магазина Народного комиссариата внутренней торговли РСФСР. В 1930−1934 директор Акционерного Камчатского общества. 20 октября 1933 был исключён из ВКП(б), но затем восстановлен. С 1934 работал в Народном комиссариате снабжения СССР, а затем в Народном комиссариате пищевой промышленности СССР. Умер в 1946 в Москве.

Пианино обладает исключительной мемориальное и исторической ценностью, как подлинный предмет, принадлежавший лично Государыне Императрице Марии Фёдоровны.

 

Предварительная оценка: 2 500 000 – 3 500 000 р.